Перечень основных конструктивных составляющих, изготовленных по монолитной технологии
-
Перекрытия – представляют собой железобетонные плиты толщиной 200 мм
-
Колонны сечением 400х400 мм – установлены с шагом, не превышающим 4,3х4,9 м, прочно закреплены в фундаменте
-
Жёсткие узлы, изготовленные из железобетона, соединяют перекрытия с колоннами. Предназначены для придания строению проектной жёсткости
-
Лифтовая шахта и лестничные клетки (2 шт) – также изготовлены из армированного бетона
-
Основа пола – ж/б плита толщиной 100 мм, базой для которой служит утрамбованная песчаная подушка.
Материалы, применяемые в строительстве
Каркасно-монолитная технология строительства дома предполагает возведение только колонн и перекрытий, которые создают несущий остов. В состав этих конструкционных компонентов входят бетонная смесь и усиливающий каркас из арматурных стержней. В соответствии со СНиПом для строительства железобетонных конструкций используются:
-
Для возведения фундамента – бетон B20 W4. Маркировка соответствует ГОСТу 7473-2010. Класс по прочности на сжатие – B20, марка по водонепроницаемости – W4.
-
Для сооружения монолитных конструкций каркаса – бетон B25 W4.
-
Для усиления бетона – арматурные пруты классов A240 и A400, длиной до 11,7 м.
Объемно-планировочные решения
Основа архитектурно-планировочных решений – технологические планы и схемы, нормативные требования по пожарной безопасности, бытовыми нормами и другая актуальная нормативная документация.
Технико-экономические показатели строения:
-
Общая площадь – 3352 м2
-
Площадь застройки без учета крылец, входных площадок и пандуса – 919 м2, с учетом крылец, входных площадок и пандуса – 1036 м2
-
Строительный объём – 13682 м3
-
Уровень ответственности – II
-
Степень огнестойкости – 1
-
Класс конструктивной пожарной опасности – С-0
-
Класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1.
Мероприятия, направленные на защиту строительных конструкций и фундаментов от разрушения
Работы осуществлялись в соответствии с СП 28.13330.2012, которые являются актуализированной редакцией СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии». Перечень защитных мероприятий:
-
Грунтование металлических элементов грунтом ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) с последующей окраской за 2 раза эмалью ПФ-115 (ГОСТ 25129-82)
-
Изготовление под монолитный фундамент подстилающего слоя из тощего бетона В7,5 толщиной 100 мм, с отступами в каждую сторону на 100 мм
-
Обмазка за 2 раза боковых поверхностей фундаментов, находящихся в контакте с грунтом, битумной мастикой
-
Изготовление песчаной подушки толщиной 200 мм под фундаментными балками.
Расчет и монтаж каркаса
Для создания каркаса конструкций, возводимых по каркасно-монолитной технологии, используются армирующие стержни. Их технические параметры – класс арматурной стали, тип профиля, номинальный диаметр, а также шаг расположения, выбирают на стадии проектирования в результате проведения сложных расчётов. Минимальный номинальный диаметр арматурных стержней:
-
10 мм – для продольной арматуры, которая является рабочей
-
8 мм – для поперечной арматуры, служащей элементом жёсткости для продольных прутов.
В среднем на 1 м3 железобетонного объёма приходится 25 кг стержней из арматурной стали, расстояние между отрезками – 150-250 мм. Каркас собирают сваркой или связыванием проволокой на площадке или непосредственно на месте монтажа. Готовые каркасы или отдельные арматурные элементы укладывают в изготовленную опалубку.
Арматурные каркасы каждого конструктивного элемента перевязывают между собой. С этой целью при сооружении фундамента оставляют вертикальные стержни, которые сопрягают с элементами каркасов колонн и перекрытий. Перевязка осуществляется до самого верха.
Бетонные работы
Для сооружения монолитных конструкций использовалась съёмная инвентарная опалубка – традиционный вариант устройства форм для последующей установки каркаса и заливки бетонной смеси. Для создания опалубки небольшого размера применялись доски, значительной по площади и объёму – толстая строительная фанера с ламинированной поверхностью. Внутренние поверхности конструкции прокладывались рубероидом. Этот материал выполняет в данном случае две функции – облегчает снятие опалубки и служит гидроизоляцией железобетонной конструкции. Для жёсткой фиксации формы использовались металлические опорные рёбра жёсткости.
В опалубку закладывали арматурный каркас и заливали бетонную смесь. Снятие опалубки – через 5-7 дней после проведения работ по бетонированию.
Бетонирование производилось с использованием бетононасоса, смонтированного на шасси автомобиля. При заливке необходимо:
-
Производить её непрерывно
-
Не допускать высыхания отдельных слоёв
-
Уплотнять раствор погружными вибраторами и лопатами
-
Стены заливать секциями 500-700 мм
-
Колонны устраивать на высоту одного этажа.
Степень огнестойкости, требуемая нормативной документацией, была достигнута с помощью нанесения защитного бетонного слоя. Большая часть работ по бетонированию проводилась при минусовых температурах. Для обеспечения нормального режима твердения бетонной смеси использовался греющий провод. Электропитание обеспечивал понижающий трансформатор ТМО-80.
Монтаж перекрытий
Монолитное перекрытие является поясом жёсткости в монолитно-каркасном строении. Этапы его сооружения:
-
Укладка арматурного каркаса с перевязкой арматурных стержней с выпусками, идущими от нижних колонн.
-
Монтаж опалубки из досок или ламинированной строительной фанеры
-
Послойная заливка раствора, но без промежутков во времени
-
Снятие опалубки после набора первоначальной прочности, достаточной для прохождения по поверхности перекрытия.